LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Почему проприетарщина — это зло.

 , ,


0

2

Изначально я это написал в комментарии, но так как проблема имеет высокую значимость — положу и сюда.

Почему проприетарные игры — это плохо, а проприетарные прикладные и системные программы ещё хуже.

Проприетарные игры
Очень просто — они ограничивают свободу. Например установить такую игру из репозитария невозможно, хотя она бы обязательно бы туда попала если бы была полностью свободной игрой — неудобство. Необходимость заводить какую-нибудь там пластиковую карту чтоб поиграть — ещё одно неудобство. И необходимость платить деньги — тоже, ведь заплатив за одну игру, ты лишаешь себя возможности поиграть в другую или скажем купить лишний раз себе хлеба, лекарств и так далее.

В отличии от других неудобств, объективных — эти добавлены намеренно, а поэтому являются злом. (например если игра просто не была добавлена в репозитарий, потому что мейнтейнерам было лень — это не будет злом)

У человека может возникнуть желание посмотреть или поправить исходный код этой игры, или даже просто собрать её под свою систему с оптимизацией под своё железо, но благодаря тому что игра проприетарная, он это сделать не сможет, он не сможет посмотреть тот или иной участок кода. который ему интересен. Кстати, это необходимо даже не только из соображений любопытства, но и из соображений безопасности — не видя исходного кода проверить, есть ли в игре (или программе) непредусмотренная функциональность очень сложно или даже невозможно.

А представьте себе что к нему приходит знакомый, видит игру, говорит «а я тоже хочу поиграть, скинь мне эту игру на флешку», и какой тут выбор?
1) Стать формально преступником, но остаться лояльным другу
2) Послать его: «хочешь играть, иди и купи»
3) Купить ещё одну копию ему — а что если денег на вторую копию у тебя нет?
Ни один из вариантов не приемлем полностью со всех точек зрения: этической, юридической и экономической.

Впрочем, проприетарные игры не так плохи, как проприетарные прикладные и системные программы — можно просто не устанавливать проприетарные игры и не желать их и сохранить свою свободу, не получив неудобств взамен.

Проприетарные программы намного хуже. Например Windows вынуждает совершать неприятный выбор даже тогда, когда ты не собираешься ей пользоваться, только лишь одним фактом своего существования:
1) Купить компьютер который подходит тебе по всем характеристикам железа, но с предустановленной Windows, которую ты сразу же удалишь — прямые материальные потери (о том что ты финансируешь иски против Android и Linux даже не говорю).
2) Купить компьютер, который близок по характеристикам, но подходит тебе не идеально — ну тут очевидно.
3) Ждать пока в продаже появится компьютер без Windows, но с подходящими характеристиками
4) Купить компьютер с Windows и вернуть деньги — вариант хороший, но не всегда доступный — ведь не все производители на это согласны, не везде есть авторизованные сервисные центры. Да и не идеальный, так как придётся тратить деньги.

Проприетарные программы типа мелкософтовского офиса, фотошопа и прочих добавляют дополнительные неудобства:
1) Невозможность пользоваться исключительно другой, более удобной или по иной причине более предпочтительной программой — например LO намного удобней, чем MSO, но некоторые документы отображаются в нём неправильно, из-за чего тем кто вынужден обмениваться данными такого типа постоянно приходится держать на компьютере несколько программ вместо одной)
2) При использовании других ОС, в общем-то более удобных и стабильных могут возникать затруднения вроде нестабильной работы программы под Wine или необходимости долго подбирать комбинацию библиотек чтоб её запустить.
3) Возникают затруднения при использовании процессора с архитектурой не x86 — от необходимости ставить multilib (если это x86-64) до полной невозможности приемлемой работы

И это всё в дополнение к описанным выше проблемам. Но тут всё гораздо хуже — ведь даже если ты полностью откажешься от проприетарных программ, у тебя всё равно могут возникать проблемы — например, невозможность прочитать файлы определенных форматов, невозможность связаться с пользователями проприетарно-протокольных мессенджеров, невозможность пользоваться определенным железом.

Так что, если вреда, причиняемого проприетарными играми можно легко избежать, просто не играя в них, то вред от проприетарных прикладных и системных программ продолжает существовать даже если ты ими не пользуешься.

★★★★★

Последнее исправление: Klymedy (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от note173

Ничего кроме лицензии ты вроде бы и не нарушил. Первоначальный код и так был доступен любому, и ты вообще на него никак не повлиял. Доказать тут никто ничего не сможет, можно спать спокойно. Но ведь все равно нехорошо.

Считаешь себя Неуловымым Джо?

Gunnerua
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Если тебе незнакомо понятие альтруизма, то не следует думать, что и все остальные такие же.

Какое отношение альтруизм имеет к тому, что игрульки надо покупать, а не брать на халяву. Крякай их тогда, чо как маленький то?

Ramil ★★★★
()

Ну не знаю, используя проприетарное ПО, я всегда уверен в его качестве. А если меня что-то не устроит, я могу заплатить денюжку и мне быстренько все пофиксят. А ждать, когда Вася придет с пар, впомнит про свое поделие, то-се поковыряет и попросту выкинет проблемный функционал, я не намерен.

slyjoeh ★★★
()
Ответ на: комментарий от dikiy

открытые говно. самая адекватная - битва за веснот, но однообразная до ужаса

anonymous_sapiens ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

понятие альтруизма

И да, альтруизм в данном случае это когда, ты сделаешь для других, а не ждёшь пока сделают за и для тебя.

Ramil ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

проприетарные игры сами по себе не нужны

Нужны. Ибо доставляют эстетическое удовольствие разнообразными художественными, сюжетными, геймплейными решениями. Данная задача практически не формализуется и не решается какой-нибудь одной достаточно хорошей игрой - в отличие, например, от задачи обеспечить удобную работу с вебом с поддержкой определенного набора веб-стандартов.

Другое дело что этот тезис не доказан. Может быть наоборот проприетарные игры под линуксе ещё и загубят те свободные, которые ещё есть?

Вот десктоп линукса, браузеры, утилиты, редакторы - в основном все это почти не уступает проприетарным аналогам, а в некоторых вещах и превосходит. В то же время, свободные игры - сплошь убогие поделки на любезно открытых злыми пропиетарщиками и допиленных сообществом (с технической стороны - нормально допиленных) высокотехнологичных движках прошлых поколений; либо, наоборот, использующие простые технические решения, создание контента для которых не столь трудоемко. Как думаешь, почему так?
Намекну: ты много видел хороших, годных картин, нарисованных большой группой людей? Сочиненной широким сообществом музыки?

shatsky ★★
()
Ответ на: комментарий от note173

Неужели ты считаешь, что никто и никогда не найдет в твоем закрытом говнокоде gpl’ного кода? Многие так думали, а потом внезапно получили иски.

Gunnerua
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Если тебе незнакомо понятие альтруизма, то не следует думать, что и все остальные такие же.

А для тебя эталоном альтруизма является Робин Гуд?

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slyjoeh

Ну не знаю, используя свободное ПО, я всегда уверен в его качестве. А если меня что-то не устроит, я могу заплатить денюжку и мне быстренько все пофиксят. А ждать, когда Вася придет с пар, впомнит про свое поделие, то-се поковыряет и попросту выкинет проблемный функционал, я не намерен.

ados ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Ramil

Какое отношение альтруизм имеет к тому, что игрульки надо покупать, а не брать на халяву. Крякай их тогда, чо как маленький то?

В проприетарные игры не надо играть вообще — ни бесплатно, ни за деньги.

В свободные игры играть и поддерживать их если есть возможность и желание.

Это как раз и есть альтруизм — если все будут действовать так, то все игры будут свободными и проблемы, описанные в исходном топике исчезнут.

Альтруизм это потому что идёт против примитивных желаний вроде «хочу поиграть — возьму и поиграю, и плевать на все высшие цели», которое как раз и приводит к тому что копирасты приносят столько проблем — ведь те кто играют даже в крякнутые версии, потом начинают постить скриншоты из игр на форумы, обсуждать их и тд — в результате получается реклама и копирасты опять таки выигрывают.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slyjoeh

я могу заплатить денюжку и мне быстренько все пофиксят

Где это ты такое видел? Если в свободном ПО такое и бывает. то чтоб такое было в проприетарщине я не слышал.

А ждать, когда Вася придет с пар, впомнит про свое поделие, то-се поковыряет и попросту выкинет проблемный функционал, я не намерен.

Заплати ему деньги и он пофиксит нормально. Или если ты сомневаешься в его квалификации — ты можешь выбрать любого программиста, которого найдёшь.

В общем ты поставил всё с ног на голову, присвоив то что относится к проприетарщине свободному ПО и наоборот.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

мда, очередной СПО-фанатик, который готов играть в православный supertuxkart, вместо «злой проприетарной» NFS: The RUN с современным движком и графикой. Печально...

Andrew ★★★
()
Ответ на: комментарий от shatsky

Ибо доставляют эстетическое удовольствие разнообразными художественными, сюжетными, геймплейными решениями.

Не доставляют, в основном унылое говно, жвачка для мозгов — «а что, пипл хавает», пожимают плечами проприетарщики-игроделы.

А те немногие проприетарные игры, которые не были изначально уг, стали потом свободными — напрямую как WarZone 2100 или Quake, или косвенно — как FreeDroid Classic или всякие тетрисы и freemorr-ы

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Andrew

Я пользуюсь продуктом, который считаю лучше, быстрее, стабильнее и мне абсолютно параллельно СПО или ЗПО.

Andrew ★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Если он закрытый, значит он ненужный, а если он ненужный, значит трата на него усилий — это плохо.

мне так и передать адобу, что они зря 4ю версию лайтрма пилят?

dk-
()
Ответ на: комментарий от ms-dos32

исходники позже выйдут

YaoMing.jpg

Причём в лучших традициях, поди, откроют один движок без ресурсов и только тогда, когда его уже никто не захочет покупать за деньги?

Deleted
()

ТС,
скажи, какой должна быть модель разработки и вознаграждений профессионалов, что бы появились опенсорсные игры, уровня тех, к-е покупают миллионами копий ? (именно покупают, а пиратят еще больше).
и что бы миллионы в них играли.
а разработчки потом не плюнули на все, а стали еще пару лет пилить другой проект, тоже интересный.

dk-
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Где это ты такое видел? Если в свободном ПО такое и бывает. то чтоб такое было в проприетарщине я не слышал.

А ты наверное за ПО никогда не платил, и за поддержку тем более, да это и не удивительно, на школьных обедах много не сэкономишь.

Заплати ему деньги и он пофиксит нормально.

Не уверен.

Или если ты сомневаешься в его квалификации — ты можешь выбрать любого программиста, которого найдёшь.

Вот нечего мне делать - искать кого-то. Я хочу один раз заключить контракт, а потом когда надо говорить «сделайте вот так».

slyjoeh ★★★
()

прочел весь тред

еще раз убедился «свобода головного мозга» - это похуже даже самой лютой коирастии. у копирстов хоть логика местами есть. и здравый смысл (пусть и в угоду Их кошельку)

dk-
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Оставшегося 1% вполне достаточно

Для чего? Множить форки? В лучшем случае создавать конкуренцию самому себе?
Вот попади тебе исходники какого-нибудь Skyrim — чтоб ты с ними делал?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от slyjoeh

без обид, но судя по фото, ты сам не далеко от «школьных обедов» ушел.

а проприетарщина с платой поддержкой - далеко не всегда дает исполнение фич под заказ.

а если реально есть потребность и возможность адекватно проплатить труд - то и СПО поможет. или ты в профессионализме ребят из, к примеру, рэдхата сомневаешься?

dk-
()
Ответ на: комментарий от ados

А если меня что-то не устроит, я могу заплатить денюжку и мне быстренько все пофиксят.

То-то соответствующие сервисы практически мертвы.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Andrew

Я пользуюсь продуктом, который считаю лучше, быстрее, стабильнее и мне абсолютно параллельно СПО или ЗПО.

«Мда, очередной фанатик, который готов пользоваться проприетарным говном, даже становясь при этом рабом копирастов.»

То что ты думаешь только о краткосрочных целях, вместо того чтобы думать о будущем — это не повод для гордости.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Gunnerua

Найдут — извинюсь и выложу исходники модифицированной части. Но действительно, кто будет целенаправленно искать?

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

достаточно для чего? для того что бы моды делать? так это фаны и без исходников делают.

и, тебе не приходило в голову, что в играх (по настоящему интересных) - программминг - далеко не главное. там огромное количество ресурсов. и правильно, что они не опенсурсные. почему? а нахрена нужны игры с одинаковыми модельками и текстурами?

успех диаблы, варкрафтов, старкрафтов, кваки, контры - дааалеко не в программинге.

dk-
()
Ответ на: комментарий от O02eg

все мы не без греха :) столманна тоже несет порой. и среди копиратов бывают умные тоже.

dk-
()
Ответ на: комментарий от slyjoeh

Скажите это AMD, которая не может написать нормальный драйвер под видюшку и не предоставляет никакой тп

comp00 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от comp00

Скажите это AMD, которая не может написать нормальный драйвер под видюшку и не предоставляет никакой тп

А что ваш Open Graphics этим не займётся?

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dk-

скажи, какой должна быть модель разработки и вознаграждений профессионалов, что бы появились опенсорсные игры, уровня тех, к-е покупают миллионами копий?

Дело в том, что эти игры столь популярны не только и не столько благодаря их качеству, а благодаря пиару. По качеству же многие свободные игры не только им не уступают, но и даже превосходят.

Впрочем, если ты про источник финансирования — то пожалуйста, на главной ЛОРа новости пробегали про Wasteland 2 и ещё какую-то хрень, которая собирает миллионы долларов. Думаю из них можно и профессионалам заплатить, если они не захотят работать ради идеи.

Другое дело что она проприетарная, поэтому поддерживать их я не собираюсь. Было бы обещание что игра станет свободной и в качестве аванса Wastelands 1 с полностью открытым и свободным кодом, я бы поиграл и подумал.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slyjoeh

Я хочу один раз заключить контракт, а потом когда надо говорить «сделайте вот так».

Иди покупай платную поддержку от RedHat.

А ты наверное за ПО никогда не платил, и за поддержку тем более

Платил, но жалею об этом — я ведь тогда не осознавал, насколько проприетарщина — это плохо.
Впрочем платил я не настолько много, чтоб об этом прямо таки убиваться.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

приведу пример из профессиональной области своей:

софт для обработки фотографий.

лайтрум и ptgui - им просто нет аналогов в опенсорсе. нет и не предвидится.

дарктабле (или как его?) - не идет в сравнение по функционалу. а хугин (или как его?) - до сих пор точки контрольные находить толком не научился.

и что делать фотографам? выкинуть Отличные инструменты и ждать пока спо допилят? а нахрена?

dk-
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Вот попади тебе исходники какого-нибудь Skyrim — чтоб ты с ними делал?

Под свободной лицензией, включая весь контент?

Выложил бы куда-нибудь и скинул ссылку на ЛОР

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

прошу заметить вот еще что:

я ни в коем случае не говорю, что спо это плохо и не нужно. это хорошо и это полезно.

я говорю, что в реальном мире - проприетарщина=!плохо. она бывает и просто замечательной. а закрыты или открыты исходники лайтрума - мне глубоко пофигу. я все равно никогда не буду в них вникать. я за разделение труда.

dk-
()
Ответ на: комментарий от dk-

а нахрена нужны игры с одинаковыми модельками и текстурами?

Лучше игры с одинаковыми модельками и текстурами, чем отвратительная проприетарщина, в которую невозможно даже поиграть нормально, поставив через стандартный apt-get install вместо извращений с вайном.

А ещё почитай вот эту статью, как раз про критику снобизма «всё должно быть оригинальным и уникальным»: http://argonov.livejournal.com/83912.html

так это фаны и без исходников делают.

Делают, но их возможности значительно ограничены и они не могут в полной мере приложить свой талант и умение. Вот например в том же морровинде, из-за ограничений движка, нельзя было сделать полноценного персонажа-дракона.

успех диаблы, варкрафтов, старкрафтов, кваки, контры - дааалеко не в программинге.

То что ты тут перечислил — это далеко не самые лучшие игры. Вот в той же WarZone 2100 можно создавать своих юнитов, а в этих хвалёных *крафтах нельзя, например.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от O02eg

1) Он не мой
2) Я разве высказывал что я за OpenSorce онли?
3) Изкоробочные драйвера выполняют все нетбучные ( базовые функции) - фильмы, оформление и тп. К сожалению, нет OpenGL, который завляется AMD, но установив их (т.е amd) драйвер, ломается весь gnomeshell. Думаю, объяснять, что опнсорсный драйвер лучше в этой ситуации, нет смысла.

comp00 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Тем не менее про ваш Варзон я в первый раз слышу, а про варкрафт с дьяблой даже моя бабушка в курсе, наверное.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Я в своей системе через apt-get install не могу поставить вообще ни одной игры. Более того, ни одной другой программы тоже. Права рута есть. Что делать?

beresk_let ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dk-

что бы полезного ты с ними сделал?

А почему я должен с ними что-то полезное делать? Какая-то унылая проприетарная поделка в одночасье интересной не станет, даже если открыть исходники. Вот WarZone 2100 сейчас хорошая интересная потому что её несколько лет (уже кажется 10) пилило сообщество. Поэтому я бы подождал те самые несколько лет пока её допилят до играбельного состояния, а потом бы поиграл. Сам бы я этим заниматься не стал бы, потому что не являюсь гейм-дизайнером и не разбираюсь что там надо изменить чтоб она стала хорошей.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

Назовите, пожалуйста, десять лучших, на ваш взгляд, игр с открытым исходным кодом, полностью свободных как в плане кода, так и в плане ресурсов.

beresk_let ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Собственно этого я и ожидал. Нифига полезного, «свобода» во имя «свободы».

Почему это? Может быть на ЛОРе бы нашлись те, кто разбираются в гейм-дизайне, они бы её взяли и превратили бы во что-то хорошее. Выложить везде где можно, подождать несколько лет — и глядишь что-нибудь играбельное появится, может быть даже не хуже по качеству чем существующие свободные игры.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

И что лично вы сделали для победы СПО и Сообщества над посрамленными вами проприетарщиной

Я не играю в проприетарные игры, не пользуюсь проприетарными программами...

А я прямо сейчас пишу из пиратской Windows 7, и что? Вы всерьез полагаете, что пиши я сейчас из Слаки, Сообществу бы это помогло? :-)

Повторяю вопрос: в чем ваш персональный вклад (вы понимаете значение этого слова?) в свободное программное обеспечение? Сколько свободных игр вы проспонсировали, написали и положили в репозитории популярных дистрибутивов? Если ответ «0», то объясните, почему. Почему вас хватает только на теоретизирование, а не на реальные дела?

Посмотри в моих топиках на ЛОРе. Впрочем мой вклад значительно дифференцирован и разбит на мелкие малозначимые сами по себе части, крупных проектов я пока не веду.

Т.е. вклад околонулевой, ЧТД. :-)

И еще вопрос, если позволите: как вы относитесь к платным свободным программным продуктам, в частности к дистрибутивам RHEL и SLED/SLES? Говорят, компания Red Hat вышла на рекордную прибыль, представляете, сколько лекарств и хлеба можно бы было купить на $ 1 000 000 000? А вместо этого людям приходится заводить пластиковые карточки и покупать это ПО, что очень неудобно. Еще представьте себе, к вам приходит знакомый, видит RHEL/SLED, говорит «а я тоже хочу поставить, скинь мне эту ОС на флешку», и какой тут выбор?
1) Послать его искать кряк.
2) Сказать ему: «Хочешь RHEL/SLED? Иди и купи»
3) Купить ещё одну копию ему — а что если денег на вторую копию у вас нет?
Ни один из вариантов не приемлем полностью со всех точек зрения: этической, юридической и экономической.

AnimusPEXUS
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.