LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Почему проприетарщина — это зло.

 , ,


0

2

Изначально я это написал в комментарии, но так как проблема имеет высокую значимость — положу и сюда.

Почему проприетарные игры — это плохо, а проприетарные прикладные и системные программы ещё хуже.

Проприетарные игры
Очень просто — они ограничивают свободу. Например установить такую игру из репозитария невозможно, хотя она бы обязательно бы туда попала если бы была полностью свободной игрой — неудобство. Необходимость заводить какую-нибудь там пластиковую карту чтоб поиграть — ещё одно неудобство. И необходимость платить деньги — тоже, ведь заплатив за одну игру, ты лишаешь себя возможности поиграть в другую или скажем купить лишний раз себе хлеба, лекарств и так далее.

В отличии от других неудобств, объективных — эти добавлены намеренно, а поэтому являются злом. (например если игра просто не была добавлена в репозитарий, потому что мейнтейнерам было лень — это не будет злом)

У человека может возникнуть желание посмотреть или поправить исходный код этой игры, или даже просто собрать её под свою систему с оптимизацией под своё железо, но благодаря тому что игра проприетарная, он это сделать не сможет, он не сможет посмотреть тот или иной участок кода. который ему интересен. Кстати, это необходимо даже не только из соображений любопытства, но и из соображений безопасности — не видя исходного кода проверить, есть ли в игре (или программе) непредусмотренная функциональность очень сложно или даже невозможно.

А представьте себе что к нему приходит знакомый, видит игру, говорит «а я тоже хочу поиграть, скинь мне эту игру на флешку», и какой тут выбор?
1) Стать формально преступником, но остаться лояльным другу
2) Послать его: «хочешь играть, иди и купи»
3) Купить ещё одну копию ему — а что если денег на вторую копию у тебя нет?
Ни один из вариантов не приемлем полностью со всех точек зрения: этической, юридической и экономической.

Впрочем, проприетарные игры не так плохи, как проприетарные прикладные и системные программы — можно просто не устанавливать проприетарные игры и не желать их и сохранить свою свободу, не получив неудобств взамен.

Проприетарные программы намного хуже. Например Windows вынуждает совершать неприятный выбор даже тогда, когда ты не собираешься ей пользоваться, только лишь одним фактом своего существования:
1) Купить компьютер который подходит тебе по всем характеристикам железа, но с предустановленной Windows, которую ты сразу же удалишь — прямые материальные потери (о том что ты финансируешь иски против Android и Linux даже не говорю).
2) Купить компьютер, который близок по характеристикам, но подходит тебе не идеально — ну тут очевидно.
3) Ждать пока в продаже появится компьютер без Windows, но с подходящими характеристиками
4) Купить компьютер с Windows и вернуть деньги — вариант хороший, но не всегда доступный — ведь не все производители на это согласны, не везде есть авторизованные сервисные центры. Да и не идеальный, так как придётся тратить деньги.

Проприетарные программы типа мелкософтовского офиса, фотошопа и прочих добавляют дополнительные неудобства:
1) Невозможность пользоваться исключительно другой, более удобной или по иной причине более предпочтительной программой — например LO намного удобней, чем MSO, но некоторые документы отображаются в нём неправильно, из-за чего тем кто вынужден обмениваться данными такого типа постоянно приходится держать на компьютере несколько программ вместо одной)
2) При использовании других ОС, в общем-то более удобных и стабильных могут возникать затруднения вроде нестабильной работы программы под Wine или необходимости долго подбирать комбинацию библиотек чтоб её запустить.
3) Возникают затруднения при использовании процессора с архитектурой не x86 — от необходимости ставить multilib (если это x86-64) до полной невозможности приемлемой работы

И это всё в дополнение к описанным выше проблемам. Но тут всё гораздо хуже — ведь даже если ты полностью откажешься от проприетарных программ, у тебя всё равно могут возникать проблемы — например, невозможность прочитать файлы определенных форматов, невозможность связаться с пользователями проприетарно-протокольных мессенджеров, невозможность пользоваться определенным железом.

Так что, если вреда, причиняемого проприетарными играми можно легко избежать, просто не играя в них, то вред от проприетарных прикладных и системных программ продолжает существовать даже если ты ими не пользуешься.

★★★★★

Последнее исправление: Klymedy (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от fang

Кому дорого покупать, пусть не пользуется. Играть в игры не является жизненнонеобходимым, как еда.

Если бы ты прочитал моё сообщение, ты бы видел, что я как раз и предлагаю такое решение проприетарных игр — просто не играть. Тогда не будет возникать перечисленных проблем.

делать эффекты в фотошопах и т. д.

А вот это уже не совсем верно — из-за проприетарных форматов и протоколов. Как насчёт средств связи — вдруг тебе с кем-то нужно связаться, кто предоставляет только контакты проприетарной системы связи? А если тебе для учёбы нужно открыть документ с формулами сделанный преподавателем в MS Office, а он не открывается? Это не жизненная необходимость, но уже близко к тому.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от mopsene

Поддержка СПО это тоже заработок на СПО.

Затраты на создание инфраструктуры платной поддержки могут быть очень велики. Open Document Foundation так до сих пор и не осилило.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quantum-troll

да, иногда

в любом случае придётся кому-то верить

fragment
()
Ответ на: комментарий от geekless

Есть и годные свободные игры, но с ними, конечно, напряг, не поспоришь.

mopsene ★★★
()
Ответ на: комментарий от fragment

Если бы QNX хотел бы и мог (был бы доминантом), то тоже бы «закрутил гайки», ибо разработчики могут.
А вот свободная ОС при доминировании всё равно бы позволяла «использовать свою инфраструктуру».

так в чём дело?

Например, в этом.

Darth_Revan ★★★★★
()
Ответ на: опять унылые размышления боцунов от fragment

либо ты изначально поставил крэкнутую версию, либо ты играешь в лицуху и друг пролетает

Лицензионные игры без защиты от копирования существуют и продаются. Вон хотя бы на том же gog.com.

beresk_let ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от fragment

абсолютно любой заработок строится на чужих убытках

Нифига, любой заработок строится на том, что одни оценивают результат труда выше того, чем они за него расплачиваются, а другие затраты на труд по созданию этого результата ниже, чем они получат за него.

Будь любое взаимодействие людей игрой с нулевой суммой, люди бы просто не взаимодействовали и сдохли бы несколько десятков тысяч лет назад.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mopsene

Причем тут это?

при том, что стоимость якобы ничего не стоящей копии - это рассчитанная распределённая стоимость затрат на разработку

Мальчик, иди свой крайзис проходи

твои трепыхания жалки

fragment
()
Ответ на: комментарий от mopsene

Знаешь, свободный емакс тоже нормально продавался в свои годы.

Ровно постольку, поскольку иным способом добыть его было сложнее.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mopsene

У еды не может быть копий.

У процесса разработки ПО тоже.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от fragment

стоимость якобы ничего не стоящей копии - это рассчитанная распределённая стоимость затрат на разработку

Вот сейчас я, допустим, спиратил игру. Какой убыток я нанес компании? $10 или стоимость их копий уменьшается с каждой покупкой новой копии?

mopsene ★★★
()
Ответ на: комментарий от O02eg

Будь любое взаимодействие людей игрой с нулевой суммой

кто сказал про нулевую сумму?

любой заработок строится на том, что одни оценивают результат труда выше того, чем они за него расплачиваются, а другие затраты на труд по созданию этого результата ниже, чем они получат за него

а я, интересно, что сказал?

fragment
()
Ответ на: комментарий от quantum-troll

Разработка ОС тоже стоит как-будто уйму денег

Линукс оброс инфраструктурой по многим причинам, можно даже сказать, что ему тупо повезло

fragment
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Если бы ты прочитал моё сообщение

Я прочитал, да, хотя оно явно и не стоило потраченного на него времени

вдруг тебе с кем-то нужно связаться, кто предоставляет только контакты проприетарной системы связи

Значит, он посчитал, что ему гораздо выгодней заплатить за софтину с проприетарным протоколом. Ему так кофортней. Ты хочешь сделать более кофортно себе засчёт причинения неудобств другим? И это твоя головная боль договориться с тем человеком, перейти на что-то альтернативное. Нет альтернативы — плати. Не хочешь платить — иди на$#@.

А если тебе для учёбы нужно открыть документ с формулами сделанный преподавателем в MS Office

Иди работать на завод, если не в состоянии потянуть расходы на учебный процесс

Это не жизненная необходимость, но уже близко к тому.

Не близко. Это всё аттрибуты кофморта, а не жизненной необходимости.

fang
()
Ответ на: комментарий от mopsene

Какой убыток я нанес компании?

в стоимость копии

стоимость их копий уменьшается с каждой покупкой новой копии?

нет

потому что помимо отбивки затрат нужна ещё и прибыль

fragment
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Он проприетарны, но не попадают под твои критерии «плохости».

То есть уже можно свободно смотреть и изменять исходный код? И распространять можно и использовать для любой цели?

Тогда это уже не проприетарные игры.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от fragment

Объясни, с учетом современных теорий ценообразования, можешь даже нарисовать графики в своем любимом фотошопе.

mopsene ★★★
()
Ответ на: комментарий от mopsene

я не умею сделать лучше, епта, у меня другая специальность.
делать должны те, кто это умеет, я же готов им заплатить за хороший продукт.
хороший - функциональный, удобный и красивый.
если про первое чаще всего не забывают, то со вторым и уж, тем более, с третьим, в мире спо не дружат давно и успешно.

anonymous_sapiens ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quantum-troll

Хорошо, а *BSD и Haiku?

первое - брошенная сообществу проприетарщина, мало пользующаяся популярностью, второе - слабо развито и вообще практически не известно

vaino
()
Ответ на: комментарий от mopsene

Всегда интересно почитать рассуждения других людей по этому поводу, а вот Столлман приелся немного.

Просто основатель движения и проповедник, наверное, всё же должны быть разными людьми.

У Столлмана замечательно получилось создать концепцию GNU и показать, что это работает. Как агитатор он тоже оказался неплох среди программистов, которые были уже своим опытом подготовлены к пониманию проблемы. Но на следующем этапе уже требуется объяснять проблему людям, далёким от ИТ - а здесь Столлман многих, скорее, пугает.

К примеру, замечательное эссе «Право читать». Хорошие мысли изложены очень скучным языком. А вот этот рассказик от русского автора излагает мысли из «Права читать», но гораздо более живеньким языком:

http://ctac.livejournal.com/15484.html

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от fragment

А, сейчас ты, наверное, станешь пугать нас страшными историями о «мыльном пузыре экономики» из теории заговоров, я прав?

mopsene ★★★
()
Ответ на: комментарий от quantum-troll

тебе рассказать историю БСД? кстати, доля БСД вообще исчезающе мала, а про Гайку и говорить не приходится

мало налабать системочку - самое главное в инфраструктуре, и если бы в Линукс не начали вкачивать ресурсы, он бы сейчас трепыхался на уровне какого-нибудь MenuetOS

fragment
()
Ответ на: комментарий от hope13

В общем всё, что ты описал это проблемы людей, а не софта.

Это проблемы людей, вызванные проприетарностью того или иного софта

Проблемы вайна.

Вызванные тем что он не совсем точно воспроизводит глюки и баги шиндошс. Была бы Windows свободной ОС, можно было бы это сделать значительно качественней. А то что программа, нестабильно работает под Wine — это тоже проблема от её проприетарности — ведь имея доступ к её исходному коду, можно было бы провести необхимые изменения, чтоб адаптировать её для вайновских библиотек. Обычно программы глючат в вайне как раз таки их-за багов, которые по причине проприетарности этих программ — исправить невозможно.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от mopsene

фанатам своих розовых фантазий о благах из ниоткуда стоило бы периодически контактировать с внешним миром, для синхронизации, а то последствия, знаешь ли

fragment
()
Ответ на: комментарий от fragment

Уже. ODF лучше Office Open XML. Как я понял, благодаря этому я смогу без проблем удалить Microsoft Office и всем кидать документы в ODF, да?

Darth_Revan ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от fragment

а это не ты не так давно заявлял, что Steam не является защитой?

Защитой не является. Просто я не стал сразу тыкать в ошибку — ошибочно называть защитой то что никого не защищает, но приносит неудобства. Впрочем я в архитектуре этой гадости не разбираюсь и не знаю, есть там DRM или нет.

потому что ресурсы не бесконечны

Некоторые ресурсы бесконечны — информационные. И именно про них речь и шла:

зарабатывать на чужих неудобствах и несчастьях — это плохо.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от quantum-troll

если про разработку ОС, то стоимость её может составлять копейки - куча любительских ОС это демонстрирует

fragment
()
Ответ на: комментарий от GotF

Вопрос к прочитавшим весь топик: стоит тратить время на чтение?

ну разве что, поддержать толстый троллинг.

dikiy ★★☆☆☆
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.