Молодёжное крыло Пиратской партии Швеции («Юные пираты») провело акцию на небольшом местном кинофестивале. Они поставили на улице палатку, в которой делали вафли — и раздавали их бесплатно. Это довольно символичная акция, которая символизировала бесплатный файлообмен как альтернативу платной лицензионной кинопродукции. Тем более символично, что акция была организована на кинофестивале.
Однако, дальнейшая ситуация развивалась по неожиданному сценарию. Через некоторое время к ребятам подошли охранники и попросили их покинуть территорию на том основании, что на них поступила жалоба. На территории фестиваля работало кафе, которое продавало закуски по нормальной цене, и такие вафли у них стоили 25 шведских крон (около 2,75 евро) — очевидно, что это они и прислали охранников.
Продавщица из кафетерия заявила о нарушении: мол, кто-то раздаёт вафли бесплатно. Если так будет продолжаться, то как она сможет продавать свою продукцию? Ей же не дадут зарплату.
Итак, охранники по приказу менеджера фестиваля начали выгонять юных пиратов с территории — и тогда председатель молодёжной политической партии позвонил в полицию, ведь у активистов были все необходимые разрешения на организацию пункта питания. Охранники сразу исчезли. Через какое-то время активисты возобновили производство вафель.
По мнению TorrentFreak, эта история отлично иллюстрирует феномен, который мы видим в глобальном масштабе, в том числе в киноиндустрии и музыкальной индустрии. Компании, которые продают товар, не могут конкурировать с теми, которые раздают его бесплатно. И вместо того, чтобы смотреть на эту проблему как на экономическую, торговую проблему — они говорят о нарушении социального порядка и вызывают охранников! В реальности интернет настолько изменил нормы социального поведения, что бизнес вынужден меняться и подстраиваться под новые правила. Кто не может измениться — чувствует себя крайне некомфортно. В такую некомфортную ситуацию попали продавцы вафель на фестивале, они явно рассматривали юных пиратов как «хулиганов» и «нарушителей общественного порядка», точно так же, как защитники копирайта и интеллектуальной собственности делают в интернете.
Нынешняя абсурдная ситуация объясняется только одним: из-за интернета социальные нормы в обществе меняются слишком быстро. Люди прежнего поколения зачастую не успевают за этими изменениями, не говоря уже о быстром изменении законодательства.